Корсун Вероника Артемовна
ФГОС ДО
Зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г. N 30384 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ от 17 октября 2013 г. N 1155
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОСТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании вРоссийской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации,2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036), подпунктом 5.2.41Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации,утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собраниезаконодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N37, ст. 4702), пунктом 7 Правил разработки, утверждения федеральныхгосударственных образовательных стандартов и внесения в них изменений,утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собраниезаконодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377), приказываю: 1. Утвердить прилагаемый федеральный государственныйобразовательный стандартдошкольного образования. 2. Признать утратившими силу приказы Министерстваобразования и науки Российской Федерации: от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении вдействие федеральных государственных требований к структуре основнойобщеобразовательной программы дошкольного образования" (зарегистрированМинистерством юстиции Российской Федерации 8 февраля 2010 г., регистрационный N16299); от 20 июля 2011 г. N 2151 "Об утверждении федеральныхгосударственных требований к условиям реализации основной общеобразовательнойпрограммы дошкольного образования" (зарегистрирован Министерством юстицииРоссийской Федерации 14 ноября 2011 г., регистрационный N 22303). 3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2014года. Министр Д.В.ЛИВАНОВ Приложение Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящий федеральный государственныйобразовательный стандарт дошкольного образования (далее - Стандарт)представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольномуобразованию. Предметом регулирования Стандарта являются отношения всфере образования, возникающие при реализации образовательной программыдошкольного образования (далее - Программа). Образовательная деятельность по Программеосуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность,индивидуальными предпринимателями (далее вместе - Организации). Положения настоящего Стандарта могут использоватьсяродителями (законными представителями) при получении детьми дошкольногообразования в форме семейного образования. 1.2. Стандарт разработан на основе КонституцииРоссийской Федерации 1 и законодательства Российской Федерации и сучетом Конвенции ООН о правах ребенка 2 , в основе которых заложеныследующие основные принципы: -------------------------------- 1 Российская газета, 25 декабря 1993 г.; Собраниезаконодательства Российской Федерации, 2009, N 1, ст. 1, ст. 2. 2 Сборник международных договоров СССР, 1993,выпуск XLVI. 1) поддержка разнообразия детства; сохранениеуникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитиичеловека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периодажизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, чтопроисходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовкик следующему периоду; 2) личностно-развивающий и гуманистический характервзаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических ииных работников Организации) и детей; 3) уважение личности ребенка; 4) реализация Программы в формах, специфических длядетей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной иисследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающейхудожественно-эстетическое развитие ребенка. 1.3. В Стандарте учитываются: 1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с егожизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условияполучения им образования (далее - особые образовательные потребности),индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе сограниченными возможностями здоровья; 2) возможности освоения ребенком Программы на разныхэтапах ее реализации. 1.4. Основные принципы дошкольного образования: 1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства(младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация)детского развития; 2) построение образовательной деятельности на основеиндивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становитсяактивным в выборе содержания своего образования, становится субъектомобразования (далее - индивидуализация дошкольного образования); 3) содействие и сотрудничество детей и взрослых,признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 4) поддержка инициативы детей в различных видахдеятельности; 5) сотрудничество Организации с семьей; 6) приобщение детей к социокультурным нормам,традициям семьи, общества и государства; 7) формирование познавательных интересов ипознавательных действий ребенка в различных видах деятельности; 8) возрастная адекватность дошкольного образования(соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 9) учет этнокультурной ситуации развития детей. 1.5. Стандарт направлен на достижение следующих целей: 1) повышение социального статуса дошкольногообразования; 2) обеспечение государством равенства возможностей длякаждого ребенка в получении качественного дошкольного образования; 3) обеспечение государственных гарантий уровня икачества дошкольного образования на основе единства обязательных требований кусловиям реализации образовательных программ дошкольного образования, ихструктуре и результатам их освоения; 4) сохранение единства образовательного пространстваРоссийской Федерации относительно уровня дошкольного образования. 1.6. Стандарт направлен нарешение следующих задач: 1) охраны и укрепления физического и психическогоздоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 2) обеспечения равных возможностей для полноценногоразвития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от местажительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических идругих особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); 3) обеспечения преемственности целей, задач исодержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различныхуровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольногои начального общего образования); 4) создания благоприятных условий развития детей всоответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями,развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъектаотношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; 5) объединения обучения и воспитания в целостныйобразовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурныхценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека,семьи, общества; 6) формирования общей культуры личности детей, в томчисле ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных,эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебнойдеятельности; 7) обеспечения вариативности и разнообразия содержанияПрограмм и организационных форм дошкольного образования, возможностиформирования Программ различной направленности с учетом образовательныхпотребностей, способностей и состояния здоровья детей; 8) формирования социокультурной среды, соответствующейвозрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностямдетей; 9) обеспечения психолого-педагогической поддержкисемьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросахразвития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. 1.7. Стандарт является основой для: 1) разработки Программы; 2) разработки вариативных примерных образовательных программдошкольного образования (далее - примерные программы); 3) разработки нормативов финансового обеспеченияреализации Программы и нормативных затрат на оказание государственной(муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования; 4) объективной оценки соответствия образовательнойдеятельности Организации требованиям Стандарта; 5) формирования содержания профессиональногообразования и дополнительного профессионального образования педагогическихработников, а также проведения их аттестации; 6) оказания помощи родителям (законным представителям)в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья,в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений ихразвития. 1.8. Стандарт включает в себя требования к: структуре Программы и ее объему; условиям реализации Программы; результатам освоения Программы. 1.9. Программа реализуется на государственном языкеРоссийской Федерации. Программа может предусматривать возможность реализации народном языке из числа языков народов Российской Федерации. Реализация Программына родном языке из числа языков народов Российской Федерации не должнаосуществляться в ущерб получению образования на государственном языкеРоссийской Федерации. II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ ОБЪЕМУ 2.1. Программа определяет содержание и организациюобразовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Программа обеспечивает развитие личности детейдошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом ихвозрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей идолжна быть направлена на решение задач, указанных в пункте 1.6 Стандарта. 2.2. Структурные подразделения в одной Организации(далее - Группы) могут реализовывать разные Программы. 2.3. Программа формируется как программапсихолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации,развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основныххарактеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемыерезультаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования). 2.4. Программа направлена на: создание условий развития ребенка, открывающихвозможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развитияинициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми исверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, котораяпредставляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. 2.5. Программа разрабатывается иутверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартоми с учетом Примерных программ 1 . -------------------------------- 1 Часть 6 статьи 12 Федерального закона от 29декабря 2012 г.N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собраниезаконодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст.2326). При разработке Программы Организация определяет продолжительностьпребывания детей в Организации, режим работы Организации в соответствии собъемом решаемых задач образовательной деятельности, предельную наполняемостьГрупп. Организация может разрабатывать и реализовывать в Группах различныеПрограммы с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в томчисле Групп кратковременного пребывания детей, Групп полного и продленного дня,Групп круглосуточного пребывания, Групп детей разного возраста от двух месяцевдо восьми лет, в том числе разновозрастных Групп. Программа может реализовываться в течение всеговремени пребывания 1 детей в Организации. -------------------------------- 1 При круглосуточном пребывании детей в Группереализация программы осуществляется не более 14 часов с учетом режима дня ивозрастных категорий детей. 2.6. Содержание Программы должно обеспечивать развитиеличности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности иохватывать следующие структурные единицы, представляющие определенныенаправления развития и образования детей (далее - образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Социально-коммуникативное развитие направлено наусвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные инравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми исверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляциисобственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта,эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместнойдеятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувствапринадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Познавательное развитие предполагает развитиеинтересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формированиепознавательных действий, становление сознания; развитие воображения итворческой активности; формирование первичных представлений о себе, другихлюдях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающегомира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве,числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах иследствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурныхценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планетеЗемля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран инародов мира. Речевое развитие включает владение речью как средствомобщения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматическиправильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества;развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстовразличных жанров детской литературы; формирование звуковойаналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Художественно-эстетическое развитие предполагаетразвитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведенийискусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;становление эстетического отношения к окружающему миру; формированиеэлементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественнойлитературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественныхпроизведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Физическоеразвитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных наразвитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующихправильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитиюравновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а такжес правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений(ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальныхпредставлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарныминормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, приформировании полезных привычек и др.). 2.7. Конкретное содержание указанных образовательныхобластей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей,определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различныхвидах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности- как сквозных механизмах развития ребенка): в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) -непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметамии познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен истихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры; в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметнаядеятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментированиес материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым исовместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание идействия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.),восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательнаяактивность; для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - рядвидов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру справилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие совзрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследованияобъектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятиехудожественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовойтруд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включаяконструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная(рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысламузыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры надетских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основнымидвижениями) формы активности ребенка. 2.8. Содержание Программы должно отражать следующиеаспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста: 1) предметно-пространственная развивающая образовательнаясреда; 2) характер взаимодействия со взрослыми; 3) характер взаимодействия с другими детьми; 4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, ксебе самому. 2.9. Программа состоит из обязательной части и части,формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являютсявзаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требованийСтандарта. Обязательная часть Программы предполагаеткомплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пятивзаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.5 Стандарта). В части, формируемой участниками образовательныхотношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанныесамостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные наразвитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видахдеятельности и/или культурных практиках (далее - парциальные образовательныепрограммы), методики, формы организации образовательной работы. 2.10. Объем обязательной части Программы рекомендуетсяне менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участникамиобразовательных отношений, не более 40%. 2.11. Программа включает триосновных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом изкоторых отражается обязательная часть и часть, формируемая участникамиобразовательных отношений. 2.11.1. Целевой раздел включает в себя пояснительнуюзаписку и планируемые результаты освоения программы. Пояснительная записка должна раскрывать: цели и задачи реализации Программы; принципы и подходы к формированию Программы; значимые для разработки и реализации Программыхарактеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннегои дошкольного возраста. Планируемые результаты освоения Программы конкретизируюттребования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части,формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастныхвозможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития)детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностямиздоровья, в том числе детей-инвалидов (далее - дети с ограниченнымивозможностями здоровья). 2.11.2. Содержательный раздел представляет общеесодержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей. Содержательный раздел Программы должен включать: а) описание образовательной деятельности всоответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пятиобразовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основныхобразовательных программ дошкольного образования и методических пособий,обеспечивающих реализацию данного содержания; б) описание вариативных форм, способов, методов исредств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностейвоспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов; в) описание образовательной деятельности попрофессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работапредусмотрена Программой. В содержательном разделе Программы должны бытьпредставлены: а) особенности образовательной деятельности разныхвидов и культурных практик; б) способы и направления поддержки детской инициативы; в) особенности взаимодействия педагогическогоколлектива с семьями воспитанников; г) иные характеристики содержания Программы, наиболеесущественные с точки зрения авторов Программы. Часть Программы, формируемая участникамиобразовательных отношений, может включать различные направления, выбранныеучастниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программи/или созданных ими самостоятельно. Данная часть Программы должна учитыватьобразовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей ипедагогов и, в частности, может быть ориентирована на: специфику национальных, социокультурных и иных условий,в которых осуществляется образовательная деятельность; выбор тех парциальных образовательных программ и форморганизации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуютпотребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива; сложившиеся традиции Организации или Группы. Содержание коррекционной работы и/или инклюзивногообразования включается в Программу, если планируется ее освоение детьми сограниченными возможностями здоровья. Данный раздел должен содержать специальные условия дляполучения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в томчисле механизмы адаптации Программы для указанных детей, использованиеспециальных образовательных программ и методов, специальных методическихпособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальныхкоррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений ихразвития. Коррекционная работа и/или инклюзивное образованиедолжны быть направлены на: 1) обеспечение коррекции нарушений развития различныхкатегорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание имквалифицированной помощи в освоении Программы; 2) освоение детьми с ограниченными возможностямиздоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальныхособенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации. Коррекционная работа и/или инклюзивное образованиедетей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в Группахкомбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей сосложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития испецифические образовательные потребности каждой категории детей. В случае организации инклюзивного образования пооснованиям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья детей,выделение данного раздела не является обязательным; в случае же его выделениясодержание данного раздела определяется Организацией самостоятельно. 2.11.3. Организационный раздел должен содержатьописание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченностиметодическими материалами и средствами обучения и воспитания, включатьраспорядок и/или режим дня, а также особенности традиционных событий,праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственнойсреды. 2.12. В случае если обязательная часть Программысоответствует примерной программе, она оформляется в виде ссылки насоответствующую примерную программу. Обязательная часть должна бытьпредставлена развернуто в соответствии с пунктом 2.11 Стандарта, в случае если онане соответствует одной из примерных программ. Часть Программы, формируемая участникамиобразовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующуюметодическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранныхучастниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форморганизации образовательной работы. 2.13. Дополнительным разделом Программы является текстее краткой презентации. Краткая презентация Программы должна быть ориентированана родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления. В краткой презентации Программы должны быть указаны: 1) возрастные и иные категории детей, на которых ориентированаПрограмма Организации, в том числе категории детей с ограниченнымивозможностями здоровья, если Программа предусматривает особенности еереализации для этой категории детей; 2) используемые Примерные программы; 3) характеристика взаимодействия педагогическогоколлектива с семьями детей. III. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 3.1. Требования к условиям реализации Программывключают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническими финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающейпредметно-пространственной среде. Условия реализации Программы должны обеспечиватьполноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях,а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого,художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне ихэмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и кдругим людям. Указанные требования направлены на создание социальнойситуации развития для участников образовательных отношений, включая созданиеобразовательной среды, которая: 1) гарантирует охрану и укрепление физического ипсихического здоровья детей; 2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей; 3) способствует профессиональному развитиюпедагогических работников; 4) создает условия для развивающего вариативногодошкольного образования; 5) обеспечивает открытость дошкольного образования; 6) создает условия для участия родителей (законных представителей)в образовательной деятельности. 3.2. Требования к психолого-педагогическим условиямреализации основной образовательной программы дошкольного образования. 3.2.1. Для успешной реализации Программы должны бытьобеспечены следующие психолого-педагогические условия: 1) уважение взрослых к человеческому достоинствудетей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности всобственных возможностях и способностях; 2) использование в образовательной деятельности форм иметодов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальнымособенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственногозамедления развития детей); 3) построение образовательной деятельности на основевзаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможностикаждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития; 4) поддержка взрослыми положительного,доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг сдругом в разных видах деятельности; 5) поддержка инициативы и самостоятельности детей вспецифических для них видах деятельности; 6) возможность выбора детьми материалов, видовактивности, участников совместной деятельности и общения; 7) защита детей от всех форм физического ипсихического насилия 1 ; -------------------------------- 1 Пункт 9 части 1 статьи 34 Федеральногозакона от 29 декабря 2012 г.N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собраниезаконодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст.2326). 8) поддержка родителей (законных представителей) ввоспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семейнепосредственно в образовательную деятельность. 3.2.2. Для получения без дискриминации качественногообразования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимыеусловия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации,оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогическихподходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общенияи условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольногообразования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредствоморганизации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностямиздоровья. 3.2.3. При реализации Программы может проводитьсяоценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическимработником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развитиядетей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогическихдействий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Результаты педагогической диагностики (мониторинга)могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: 1) индивидуализации образования (в том числе поддержкиребенка, построения его образовательной траектории или профессиональнойкоррекции особенностей его развития); 2) оптимизации работы с группой детей. При необходимости используется психологическаядиагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологическихособенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты(педагоги-психологи, психологи). Участие ребенка в психологической диагностике допускаетсятолько с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могутиспользоваться для решения задач психологического сопровождения и проведенияквалифицированной коррекции развития детей. 3.2.4. Наполняемость Группы определяется с учетомвозраста детей, их состояния здоровья, специфики Программы. 3.2.5. Условия, необходимые длясоздания социальной ситуации развития детей, соответствующей спецификедошкольного возраста, предполагают: 1) обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к егочувствам и потребностям; 2) поддержку индивидуальности и инициативы детейчерез: создание условий для свободного выбора детьмидеятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия детьми решений,выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детскойинициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой,исследовательской, проектной, познавательной и т.д.); 3) установление правил взаимодействия в разныхситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательныхотношений между детьми, в том числе принадлежащими к разнымнационально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а такжеимеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; развитие коммуникативных способностей детей,позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников; 4) построение вариативного развивающего образования,ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместнойдеятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийсяв его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждогоребенка), через: создание условий для овладения культурными средствамидеятельности; организацию видов деятельности, способствующихразвитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества,личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение,обеспечение игрового времени и пространства; оценку индивидуального развития детей; 5) взаимодействие с родителями (законнымипредставителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлеченияих в образовательную деятельность, в том числе посредством созданияобразовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей иподдержки образовательных инициатив семьи. 3.2.6. В целях эффективной реализации Программы должныбыть созданы условия для: 1) профессионального развития педагогических ируководящих работников, в том числе их дополнительного профессиональногообразования; 2) консультативной поддержки педагогических работникови родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровьядетей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации); 3) организационно-методического сопровождения процессареализации Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми. 3.2.7. Для коррекционной работы с детьми сограниченными возможностями здоровья, осваивающими Программу совместно сдругими детьми в Группах комбинированной направленности, должны создаватьсяусловия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуальноориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особыхобразовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья. При создании условий для работы с детьми-инвалидами,осваивающими Программу, должна учитываться индивидуальная программареабилитации ребенка-инвалида. 3.2.8. Организация должна создавать возможности: 1) для предоставления информации о Программе семье ивсем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, атакже широкой общественности; 2) для взрослых по поиску, использованию материалов,обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде; 3) для обсуждения с родителями (законнымипредставителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы. 3.2.9. Максимально допустимый объем образовательнойнагрузки должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам инормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования кустройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательныхорганизаций", утвержденным постановлением Главного государственногосанитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26(зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный N28564). 3.3. Требования к развивающейпредметно-пространственной среде. 3.3.1. Развивающая предметно-пространственная средаобеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространстваОрганизации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейсяна небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее -участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольноговозраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны иукрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. 3.3.2. Развивающая предметно-пространственная средадолжна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в томчисле детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, атакже возможности для уединения. 3.3.3. Развивающая предметно-пространственная средадолжна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ; в случае организации инклюзивного образования -необходимые для него условия; учет национально-культурных, климатических условий, вкоторых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей. 3.3.4. Развивающая предметно-пространственная средадолжна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной,вариативной, доступной и безопасной. 1) Насыщенность среды должна соответствоватьвозрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащеносредствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующимиматериалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительнымоборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы). Организация образовательного пространства иразнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке)должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую итворческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступнымидетям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной имелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии спредметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей. Для детей младенческого и раннего возрастаобразовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточныевозможности для движения, предметной и игровой деятельности с разнымиматериалами. 2) Трансформируемость пространства предполагаетвозможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательнойситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. 3) Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различныхсоставляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей,ширм и т.д.; наличие в Организации или Группе полифункциональных(не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в томчисле природных материалов, пригодных для использования в разных видах детскойактивности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре). 4) Вариативность среды предполагает: наличие в Организации или Группе различных пространств(для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов,игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала,появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательнуюи исследовательскую активность детей. 5) Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей сограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, гдеосуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей сограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям,обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования. 6) Безопасность предметно-пространственной средыпредполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечениюнадежности и безопасности их использования. 3.3.5. Организация самостоятельно определяет средстваобучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числерасходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь,необходимые для реализации Программы. 3.4. Требования к кадровым условиям реализацииПрограммы. 3.4.1. Реализация Программы обеспечиваетсяруководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными,административно-хозяйственными работниками Организации. В реализации Программымогут также участвовать научные работники Организации. Иные работникиОрганизации, в том числе осуществляющие финансовую и хозяйственнуюдеятельности, охрану жизни и здоровья детей, обеспечивают реализацию Программы. Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работниковдолжна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Единомквалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих,раздел "Квалификационные характеристики должностей работниковобразования", утвержденном приказом Министерства здравоохранения исоциального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный N18638), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения исоциального развития Российской Федерации от 31 мая 2011 г. N 448н(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2011 г., регистрационный N21240). Должностной состав и количество работников,необходимых для реализации и обеспечения реализации Программы, определяются еецелями и задачами, а также особенностями развития детей. Необходимым условием качественной реализации Программыявляется ее непрерывное сопровождение педагогическими и учебно-вспомогательнымиработниками в течение всего времени ее реализации в Организации или в Группе. 3.4.2. Педагогические работники, реализующиеПрограмму, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для созданияусловия развития детей, обозначенными в п. 3.2.5 настоящего Стандарта. 3.4.3. При работе в Группах для детей с ограниченнымивозможностями здоровья в Организации могут быть дополнительно предусмотреныдолжности педагогических работников, имеющих соответствующую квалификацию дляработы с данными ограничениями здоровья детей, в том числе ассистентов(помощников), оказывающих детям необходимую помощь. Рекомендуетсяпредусматривать должности соответствующих педагогических работников для каждойГруппы для детей с ограниченными возможностями здоровья. 3.4.4. При организации инклюзивного образования: при включении в Группу детей с ограниченнымивозможностями здоровья к реализации Программы могут быть привлеченыдополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификациюдля работы с данными ограничениями здоровья детей. Рекомендуется привлекатьсоответствующих педагогических работников для каждой Группы, в которойорганизовано инклюзивное образование; при включении в Группу иных категорий детей, имеющихспециальные образовательные потребности, в том числе находящихся в труднойжизненной ситуации 1 , могут быть привлечены дополнительныепедагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию. -------------------------------- 1 Статья 1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Обосновных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (Собраниезаконодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3802; 2004, N 35, ст.3607; N 52, ст. 5274; 2007, N 27, ст. 3213, 3215; 2009, N 18, ст. 2151; N 51,ст. 6163; 2013, N 14, ст. 1666; N 27, ст. 3477). 3.5. Требования к материально-техническим условиямреализации основной образовательной программы дошкольного образования. 3.5.1. Требования к материально-техническим условиямреализации Программы включают: 1) требования, определяемые в соответствии ссанитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами; 2) требования, определяемые в соответствии с правиламипожарной безопасности; 3) требования к средствам обучения и воспитания всоответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей; 4) оснащенность помещений развивающейпредметно-пространственной средой; 5) требования к материально-техническому обеспечениюпрограммы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы). 3.6. Требования к финансовым условиям реализацииосновной образовательной программы дошкольного образования. 3.6.1. Финансовое обеспечение государственных гарантийна получение гражданами общедоступного и бесплатного дошкольного образования засчет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации вгосударственных, муниципальных и частных организациях осуществляется на основенормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получениеобщедоступного и бесплатного дошкольного образования, определяемых органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающихреализацию Программы в соответствии со Стандартом. 3.6.2. Финансовые условия реализации Программы должны: 1) обеспечивать возможность выполнения требованийСтандарта к условиям реализации и структуре Программы; 2) обеспечивать реализацию обязательной частиПрограммы и части, формируемой участниками образовательного процесса, учитываявариативность индивидуальных траекторий развития детей; 3) отражать структуру и объем расходов, необходимыхдля реализации Программы, а также механизм их формирования. 3.6.3. Финансирование реализации образовательнойпрограммы дошкольного образования должно осуществляться в объеме определяемыхорганами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативовобеспечения государственных гарантий реализации прав на получениеобщедоступного и бесплатного дошкольного образования. Указанные нормативыопределяются в соответствии со Стандартом, с учетом типа Организации,специальных условий получения образования детьми с ограниченными возможностямиздоровья (специальные условия образования - специальные образовательныепрограммы, методы и средства обучения, учебники, учебные пособия, дидактическиеи наглядные материалы, технические средства обучения коллективного ииндивидуального пользования (включая специальные), средства коммуникации исвязи, сурдоперевод при реализации образовательных программ, адаптацияобразовательных учреждений и прилегающих к ним территорий для свободногодоступа всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, а такжепедагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иныеуслуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и безбарьерную средужизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ лицами сограниченными возможностями здоровья затруднено), обеспечения дополнительногопрофессионального образования педагогических работников, обеспечения безопасныхусловий обучения и воспитания, охраны здоровья детей, направленности Программы,категории детей, форм обучения и иных особенностей образовательнойдеятельности, и должен быть достаточным и необходимым для осуществленияОрганизацией: расходов на оплату труда работников, реализующихПрограмму; расходов на средства обучения и воспитания,соответствующие материалы, в том числе приобретение учебных изданий в бумажноми электронном виде, дидактических материалов, аудио- и видеоматериалов, в томчисле материалов, оборудования, спецодежды, игр и игрушек, электронныхобразовательных ресурсов, необходимых для организации всех видов учебнойдеятельности и создания развивающей предметно-пространственной среды, в томчисле специальных для детей с ограниченными возможностями здоровья. Развивающаяпредметно-пространственная среда - часть образовательной среды, представленнаяспециально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.),материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возрастав соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепленияих здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития,приобретение обновляемых образовательных ресурсов, в том числе расходныхматериалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, подписки на техническоесопровождение деятельности средств обучения и воспитания, спортивного,оздоровительного оборудования, инвентаря, оплату услуг связи, в том числерасходов, связанных с подключением к информационно-телекоммуникационной сетиИнтернет; расходов, связанных с дополнительным профессиональнымобразованием руководящих и педагогических работников по профилю ихдеятельности; иных расходов, связанных с реализацией и обеспечениемреализации Программы. IV. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 4.1. Требования Стандарта к результатам освоенияПрограммы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования,которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристикивозможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольногообразования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развитияребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность инепроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования(необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации,отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности зарезультат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возрастаконкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определениярезультатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. 4.2. Целевые ориентиры дошкольного образованияопределяются независимо от форм реализации Программы, а также от ее характера, особенностейразвития детей и Организации, реализующей Программу. 4.3. Целевые ориентиры не подлежат непосредственнойоценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и неявляются основанием для их формального сравнения с реальными достижениямидетей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленнымтребованиям образовательной деятельности и подготовки детей 1 . ОсвоениеПрограммы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговойаттестации воспитанников 2 . -------------------------------- 1 С учетом положений части 2 статьи 11Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании вРоссийской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации,2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326). 2 Часть 2 статьи 64 Федерального закона от 29декабря 2012 г.N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собраниезаконодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст.2326). 4.4. Настоящие требования являются ориентирами для: а) построения образовательной политики насоответствующих уровнях с учетом целей дошкольного образования, общих для всегообразовательного пространства Российской Федерации; б) решения задач: формирования Программы; анализа профессиональной деятельности; взаимодействия с семьями; в) изучения характеристик образования детей в возрастеот 2 месяцев до 8 лет; г) информирования родителей (законных представителей)и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всегообразовательного пространства Российской Федерации. 4.5. Целевые ориентиры не могут служитьнепосредственным основанием при решении управленческих задач, включая: аттестацию педагогических кадров; оценку качества образования; оценку как итогового, так и промежуточного уровняразвития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форметестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иныхметодов измерения результативности детей); оценку выполнения муниципального (государственного) заданияпосредством их включения в показатели качества выполнения задания; распределение стимулирующего фонда оплаты трудаработников Организации. 4.6. К целевым ориентирам дошкольного образованияотносятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможныхдостижений ребенка: Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте: ребенок интересуется окружающими предметами и активнодействует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другимипредметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своихдействий; использует специфические, культурно фиксированныепредметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески,карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыкамисамообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровомповедении; владеет активной речью, включенной в общение; можетобращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названияокружающих предметов и игрушек; стремится к общению со взрослыми и активно подражаетим в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводитдействия взрослого; проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за ихдействиями и подражает им; проявляет интерес к стихам, песням и сказкам,рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоциональнооткликается на различные произведения культуры и искусства; у ребенка развита крупная моторика, он стремитсяосваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.). Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок овладевает основными культурными способамидеятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видахдеятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности,конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников посовместной деятельности; ребенок обладает установкой положительного отношения кмиру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувствомсобственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми,участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы ичувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватнопроявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешатьконфликты; ребенок обладает развитым воображением, котороереализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеетразными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеетподчиняться разным правилам и социальным нормам; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, можетвыражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своихмыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения,может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; онподвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать своидвижения и управлять ими; ребенок способен к волевым усилиям, может следоватьсоциальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, вовзаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правилабезопасного поведения и личной гигиены; ребенок проявляет любознательность, задает вопросывзрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытаетсясамостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, оприродном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениямидетской литературы, обладает элементарными представлениями из области живойприроды, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен кпринятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различныхвидах деятельности. 4.7. Целевые ориентиры Программы выступают основаниямипреемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдениитребований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентирыпредполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебнойдеятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. 4.8. В случае если Программа не охватывает старшийдошкольный возраст, то данные Требования должны рассматриваться какдолгосрочные ориентиры, а непосредственные целевые ориентиры освоения Программывоспитанниками - как создающие предпосылки для их реализации. 2 февраля 2023 в 19:32
Прикреплённые файлы:Документ: ФГОС ДО Описание файла:Файл называется: fgos-do-1_38tp8.doc Это официальный файл организации «Корсун Вероника Артемовна», в нём содержится ФГОС ДО. Размер файла: 0,15 Мегабайт. Скачать файл
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.